Я рада приветствовать уважаемых коллег, обучающихся и выпускников школы, а также их родителей! С помощью моего персонального блога я надеюсь получать от вас отклики и мнения о работе школы и всех ее служб. Здесь мы сможем обмениваться мнениями о происходящих событиях в сфере образования в нашем учебном заведении и в образовании в целом. Приглашаю вас принять активное участие в обсуждении!

вторник, 8 октября 2013 г.

ЭССЕ на тему: «Человеческие ресурсы: от сопротивления к сотрудничеству»

Эссе на конкурс "Всероссийский конкурс ДИРЕКТОР ШКОЛЫ" 

Я работаю директором  МКОУ СКОШ VIII вида №9 седьмой год. Имею высшее дефектологическое образование, общий педагогический  стаж работы 28 лет. Я не стояла перед выбором будущей профессии: « Быть учителем!». Такое решение было принято мной еще в школе, а после школы  твердо решила: « Стать  учителем детей с ограниченными возможностями здоровья. Судьба таких ребят меня беспокоила с детства, с нами во дворе росли дети, которым необходима была помощь и поддержка, невольно, внутренне  задавала себе вопрос: «Чем я могу помочь им, как изменить их судьбу?» Работа в школе стала главной целью моей  жизни.  Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты и станешь в последующей жизни. Здесь  дети общаются,   взрослеют. Для многих школа - это что-то большее, чем просто образование. Недаром  говорят, что школьные годы - это лучшее время их жизни. Ещё в детстве человек решает, кем ему быть, какую профессию выбрать. В школе формируется характер, складывается   отношение к окружающему миру, здесь   учат   мыслить, любить, уважать себя и окружающих. Школа - неотъемлемая часть жизни, поэтому детям в ней должно быть хорошо и уютно. Она должна быть светлой, просторной, побуждающей к размышлениям. МКОУ СКОШ VIII вида № 9  одна из таких школ. Педагоги школы выполняют одну из нелегких педагогических задач:  «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья». В школе созданы условия для обучения и воспитания таких ребят: просторные светлые, уютные классы, игровая комната, школьная столовая, оборудованная  современной мебелью, рабочие мастерские, где обучающиеся получают  профессиональную подготовку по четырем специальностям. Каждый ребенок должен иметь возможность не просто учиться в школе, но и радостно, полноценно жить: расти, развиваться, узнавать новое о себе и о мире, радоваться жизни. Коллектив сделал школу вторым домом для детей с ограниченными возможностями здоровья. С чего  все начиналось?
Мое эссе даст возможность  вспомнить и поразмышлять……..


 2007 год. Я назначена директором специальной (коррекционной) школы – интернат VIII вида № 9.   Покрашенные в темно-синий цвет стены,  старая, развалившаяся мебель в классах, столы и табуреты казарменного типа в столовой, дети, строем шагающие по коридорам…. Настороженные лица педагогов, унылы и безжизненны, с печатью страха и пустоты, и каждый, прямо в глаза нацеленный взгляд: «А что будет дальше?». Таковы были первые впечатления от встречи с новой для меня школой.
К сожалению, от прежнего руководства мне досталось тяжелое наследство, так, например, полностью отсутствовала нормативно-правовая база документационного обеспечения управления, материально-техническая база находилась в плачевном состоянии, разобщенный, с низким профессиональным уровнем педагогический коллектив, совершенно был не мотивирован на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что педагоги практически не знали основ коррекционной педагоги и специальной психологии, не владели формами и технологиями коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. И, конечно же – менталитет и стереотип отношения к таким детям, сформировавшийся в сознании педагогов, которые просто механически выполняли свои функциональные обязанности, репродуктивно транслируя программные знания, не акцентируя внимание на позитивной адаптации особого ребенка к жизни.
Далеко не все педагоги понимали даже, что ребенок с особыми образовательными потребностями находится в зоне риска по независящим от него обстоятельствам и, как правило, не имеет возможности самостоятельно выйти из проблем без профессиональной помощи, поддержки и сопровождения взрослых, и прикрепляли  к нему ярлык «бесперспективного» – все равно, что поставить крест на его будущем. Такая позиция способствовала возникновению негативного эмоционального состояния – профессионального пессимизма в педагогической среде. Большинство педагогов отчаянно сопротивлялись грядущим изменениям, как в плоскости профессионального саморазвития, так и в плоскости образовательно-воспитательного процесса: слышать не хотели ни о повышении своей психолого-педагогической компетентности, ни о внедрении новых образовательных технологий, применении активных форм и методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. У некоторых педагогических работников пассивность проявлялась в обострении  негативных психических состояний – злобе, мстительности. Нежелание менять устоявшиеся стереотипы в работе, скептическое отношение к нововведениям подталкивало людей кляузничать, посыпались жалобы во все инстанции, а следом – и многочисленные проверки, мешающие нормальной деятельности школы. Но начинать  перестраивать работу в школе-необходимо. И первым моим решением было ( сейчас я считаю оно было правильным) изменить позицию педагога к детям и к самому себе.
То, в какой степени личность педагога включается в профессиональную деятельность, зависит от той позиции, которую он занимает по отношению к ней. Позиция является внутренней педагогической составляющей, определяющей эффективность деятельности. Именно от позиции личности во многом будет зависеть профессиональное развитие специалиста.
Рассуждая таким образом, что соответствие внутренней позиции системе педагогических устремлений является важным результатом педагогического процесса и принципиальным условием его дальнейшей оптимальности, я поставила перед собой доминантную цель – формирование у педагогов профессиональной субъектной позиции, и как результат – трансформация их пассивной позиции в активную, и прежде всего, в плане мотивационных установок, готовности к профессионально-творческому развитию и самореализации.
Сложившаяся ситуация потребовала от меня пересмотра концептуальных взглядов на профессиональную подготовку педагога, работающего с детьми с особыми образовательными потребностями. Учителю специальной (коррекционной) школы сегодня должно быть присуще новое педагогическое мышление, ценностной установкой которого является выдвижение на первый план социальной природы развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому одним из компонентов системной перестройки управления учебно-воспитательным процессом, стала личность учителя. При этом следует обратить внимание на тот факт, что именно личность педагога, от уровня психологической готовности которого к трансформации собственной деятельности зависит успех или неуспех любых новаций в образовательном процессе школы, выступает системообразующим среди всех компонентов управления. В первую очередь необходимо было изменить позицию педагога к ученику с проблемами в развитии, к себе самому. Учитель, на мой взгляд, не только как человек, дающий знания, а прежде всего – помощник становления и развития школьника с ограниченными возможностями здоровья, независимо от его особенностей, уважающий эту личность, верящий в потенциальные возможности.
Особое внимание к педагогу обусловливается также и тем, что, с одной стороны он является непосредственным организатором образовательной среды, а с другой стороны, образовательная среда выступает фактором его профессионального и личностного развития. Соответственно нет необходимости доказывать целесообразность подготовки педагогических кадров в данных условиях с учетом новых тенденций в образовании.
Педагоги: от пассивности к творческой активности, от сопротивления к сотрудничеству…
Грамотная кадровая политика – один из основных инструментов модернизации современного образования, и в этой связи я определила приоритетные направления в работе с кадрами: сохранение квалифицированных специалистов, привлечение молодых специалистов, совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Наиболее эффективным шагом изменения сложившейся ситуации, с моей точки зрения, стала договоренность с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки г. Кемерово (КРИПКиПРО) и Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» города Новокузнецка (МАОУ ДПО ИПК) о повышении квалификации педагогических работников школы. В течение 2007 г. на базе данных образовательных учебных заведений все педагоги школы (100%) прошли курсовую подготовку по программе «Проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых школьников». Кроме того, 4 педагога получили диплом о переподготовке по специальности «Олигофренопедагогика» в КРИПКиПРО, 3 – в КузГПА (Кузбасская государственная педагогическая академия). В настоящее время осуществляется курсовая подготовка по накопительной системе, которая позволяет максимально реализовать запросы педагогов.
Рассматривая кадровый потенциал педагогов как ведущий фактор обеспечения качества образования и как основной ресурс развития школы, я понимала, что на данном этапе, прежде всего, необходимо поднять квалификационный уровень педагогов. На момент выступления в должность директора было следующее распределение педагогов по квалификационным категориям: с высшей категорией – 0%, с первой – 20%, со второй – 25%. Низкий уровень квалификации педагогов поддерживался слабой мотивацией на непрерывное самосовершенствование и негативными установками, препятствующими их профессиональному росту. Использование методов управления деятельностью по повышению квалификации педагогов: информационно-творческих (формы методической работы), стимулирующих (поощрения), диагностических (мониторинг профессионального развития) способствовали повышению квалификационного уровня и степени ответственности педагогов за результат деятельности, положительному изменению качественных показателей их труда, наращиванию кадрового потенциала и закреплению успешной деятельности молодых педагогов. На сегодняшний день в школе 14% педагогов с высшей квалификационной категорией, 43% – с первой. В целом работа по аттестации педагогических кадров оптимизировала формы и методы контроля содержания и качества образовательного процесса, выступила эффективным способом закрепления и молодых, и более опытных специалистов в школе, а также способом создания оптимальных условий для профессиональной деятельности.
Для повышения мотивации продуктивной деятельности педагогического коллектива и стимулирования результатов работы педагогов администрацией школы был разработан и внедрен мониторинг профессиональной успешности педагога как необходимой составляющей качества обучения.
Мониторинг предполагает:
-       изучение и выявление профессионально значимых личностных качеств и профессиональных умений (мотивации, педагогического мышления, рефлексивных, коммуникативных, организаторских, перцептивных способностей, стремления и способности к личному и профессиональному саморазвитию);
-       изучение профессиональной компетентности педагогов;
-       изучение динамики успешности выпускников (востребованность выпускников в социуме, уровень их адаптивности);
-       организация процесса обучения (возможность построения индивидуального образовательного маршрута, гибкость, использование современных подходов, методов и средств обучения).
Содержание мониторинга профессиональной успешности включает также и оценку эффективности деятельности педагогов по бальной системе в соответствии с разработанными критериями.
К числу постоянных и традиционных приоритетов в деятельности образовательной политики школы относится и система моральных и материальных стимулов поддержки педагогических работников, в результате внедрения которой возросла потребность педагогов в постоянном пополнении новых знаний, освоении новых форм и методов работы со школьниками, имеющими проблемы в развитии.
Я считаю, что способность к изменениям, поиску новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности являются в настоящее время решающим фактором развития школы, обеспечивающим его конкурентоспособность. Реальность сегодняшнего дня диктует все новые и новые задачи перед образованием, решить, которые невозможно, работая по-старому. Поэтому неудивительно, что одним из стратегических направлений школы становится инновационная деятельность. А так как главным ресурсом инновационной деятельности являются кадры, то передо мной, как руководителем, встала непростая задача – принять конкретные управленческие решения, обеспечивающие эффективную подготовку и включение педагогов школы в инновационный процесс. Очевидно, что переход в поисковой и нетрадиционный режим деятельности вызывает неоднозначное отношение коллектива и зависит от личностей педагогов: их компетентности, чувствительности к проблемам, креативности и т.д. Основной проблемой на данный момент стало преодоление первоначального сопротивления многих учителей, инертности в их стереотипах мышления и восприятия целей деятельности. «Трудно», «в наших условиях это невозможно», «только не с этими детьми», «у нас и так все хорошо» – такие реакции были характерны для части педагогов, когда им предлагались для освоения новые педагогические технологии.
Определяющая задача стадии введения нового состоит в том, чтобы обеспечить позитивное восприятие и осмысление педагогами нового, создать мотивацию на активное использование той или иной технологии в своей работе. Главное – педагоги должны были понять, что работая в режиме репродукции, воспроизведения уже когда-то освоенных способов деятельности, высококлассным специалистом стать невозможно. Именно зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития соответствуют высокому уровню готовности педагогов работать в инновационном режиме. Для дальнейшего успешного осуществления изменений необходимо было добиться хотя бы временного снижения инертности в мышлении педагогов, чтобы они могли воспринимать новое, не отторгнув его изначально. Далее, через демонстрацию преимуществ новых технологий и ознакомление с деталями, необходимыми для их реализации (этапы, формы, методы, приёмы, особенности планирования и реализации, методика освоения) подвести педагогов к осознанию того, чтобы новое было воспринято ими как перспективный путь повышения эффективности педагогического процесса. Следует также подчеркнуть, что на стадии организации работы педагогов по освоению и применению нового, инновационная деятельность в нашей школе строится по разных схемам, в зависимости от особенностей внедряемых технологий: от их направленности, масштабности, уровня новизны, характера связей с социальной средой и т.д. Однако в ней обязательно должна быть реализована формула «применение – контроль – коррекция». Причем административный контроль на этой стадии сочетается с взаимоконтролем и самоконтролем.
На стадии предварительных итогов инновационной деятельности для оценки результатов фиксируются успехи и затруднения в области данной инновации; организуется обмен опытом; выявляются педагоги, уже освоившие новые технологии, как минимум, на хорошем пользовательском уровне (свободно владеющих данной технологией) и привлекаются в качестве экспертов-консультантов для оказания консультативной помощи. При этом используется два основных критерия: формальный (соответствие внедряемого опыта основным организационно-педагогическим характеристикам данной технологии) и результативный (эффективность в плане разрешения той проблемы, которая вызвала применение данной технологии).
На стадии распространения и совершенствования нового опыта важно обеспечить дальнейшую трансляцию инновационного опыта в практике работы школы.
Безусловно, приходится постоянно находить возможности морального и материального стимулирования участия педагогов в инновационных процессах.
В процессе апробации в 2011 – 2013 гг. описанного выше алгоритма в условиях нашей школы удалось успешно разрешить ряд актуальных проблем, среди которых использование педагогами ИКТ-технологий, организация внеурочной деятельности, повышение эффективности проблемного диалога.
Внедрены в образовательную практику школы и активно применяются через реализацию социально-образовательных проектов и программ следующие технологии:
-       информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
-       технологии внеурочной деятельности обучающихся;
-        игровые технологии на уроках и внеурочной деятельности;
-       технология «Портфолио», которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, привести их к творческому поиску и способствуют формированию у них опыта совместной и самостоятельной образовательной, общественной, проектной деятельности и, конечно же, адаптации школьника с ограниченными возможностями здоровья к реалиям нашей жизни.
Ярким примером демонстрации активизирующих технологий в работе со школьниками, имеющими проблемы в развитии, стал с успехом проведенный в марте 2013 г. месячник – Фестиваль уроков с использованием информационных технологий. Анализ проведенных мероприятий в рамках фестиваля показал, что 75% педагогов в достаточной степени владеют компьютерной презентацией, 50% – применяют модель ИКТ для тестирования с выбором ответов.
Использование ИКТ в учебном процессе – как один из способов повышения мотивации обучения – открывает для детей с проблемами в развитии дидактические ресурсы, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия и представить наглядно те явления, которые нельзя продемонстрировать иными способами. Мультимедиа создает для наших воспитанников мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс, как показала практика,  повысило эффективность проведения уроков, освободило учителя от рутинной работы, усилило привлекательность подачи материала, позволило осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Сегодня роль ИКТ в образовательном процессе школы особенно велика. Но, увы, не хватает мультимедиа для использования учителем информационных технологий в каждом классе. В силу дефицита финансирования школы приходится изыскивать средства на приобретение мультимедийного и сетевого оборудования различными путями. Так, поддержав инициативу привлечения внебюджетных средств для развития школы, учителем-дефектологом Колбасиной Е.С. был разработан проект «Свет проектора для детей с ОВЗ» и направлен  в Благотворительный фонд «Кто, если не Я?», который получил одобрение и финансовую поддержку. Благодаря участию руководителя фонда Рейман О.В. в школу был приобретен мультимедийный комплект, в соответствии с современными требованиями оснащен кабинет истории и обществознания.
Несмотря на трудности, связанные с недостаточным уровнем обеспеченности школы средствами мультимедиа, у педагогов школы имеются и значительные результаты в области использования информационных технологий. Проявлением высокого уровня информационной культуры можно считать победу в областном конкурсе «Кузбасское БлогоОбразование» – 2010, когда коллективный блог Космовской С.Р. и Колбасиной Е.С. стал Лауреатом в номинации «Блог сообщества педагогов». В 2011/2012 гг. педагоги принимали участие в областном конкурсе «ИТ-педагог Кузбасса XXI века» и стали его дипломатами. В 2013 году блог, разработанный мною как руководителем образовательного учреждения признан Лауреатом муниципального этапа конкурса «Кузбасское БлогоОбразование» – 2013», в номинации «Индивидуальный блог».
От сопротивления к сотрудничеству…. Путь длиною в 6 лет… И как результат преодоления сопротивления – «новый» педагог с позитивным мышлением. Сегодня 70% педагогов от общего числа педагогического коллектива школы готовы работать над программой профессионального роста в условиях инновационного развития школы, становясь соавторами творческих проектов, современных методов и технологий.
Развитие творческого потенциала коллектива как основы эффективности образовательного процесса связано с постоянным поиском новых прогрессивных идей, эффективных методов и приемов. По предложению инициативной группы педагогов в 2007 году под моим руководством был разработан проект региональной выставки «От творчества учителя – к творчеству ученика». Данный проект обеспечивает рост творческий активности педагогов и воспитанников, создает благоприятную эмоциональную и творческую атмосферу между педагогами и школьниками разных образовательных учреждений. Региональная выставка – площадка для демонстрации творческих возможностей педагогов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках выставки проводятся мастер-классы, практико-ориентированные семинары, творческие мастерские, круглые столы, тренинги, ярмарки творческих идей. Но главное, этим проектом удалось не только привлечь внимание общественности региона к проблемам детей с особыми образовательными потребностями, но и показать, что процесс социализации таких детей может быть успешным, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество.
За 5 лет функционирования выставки расширилась география участников, повысился уровень конкурсных материалов: если в 2007 г. приняли участие 3 специальные (коррекционные) школы, представив 150 работ педагогов и воспитанников, то в 2012 году – 12 образовательных учреждений специального (коррекционного) типа и 680 творческих работ.
Очевиден тот факт, что успех любого образовательного учреждения зависит от того, насколько разнообразные, а главное – новые инновационные формы работы применяются. К наиболее важным результатам инновационных поисков школы можно отнести и установление сетевого взаимодействия с кафедрой факультета психологии образования КузГПА. Такая форма, как сотрудничество с вузом, охватывающая все содержание учебно-методического аспекта школы, открывает широкие горизонты для творческой деятельности педагогов. Администрацией школы совместно с деканом факультета Хваном А.А., канд. психол. наук, доцентом, было разработано Положение о проблемном семинаре по теме: «Специальная (коррекционная) школа как развивающая система».
Данный проблемный семинар ориентирован на совместную работу педагогов школы и представителей вуза и объединяет в себе различные социально-научные формы организации экспериментальной, образовательной, методической и др. деятельности, обеспечивая педагогам профессиональную готовность к обсуждению и решению реальных проблем проектирования развивающей образовательной среды специальной (коррекционной) школы.
Мы рассматриваем проблемный семинар как альтернативную форму повышения профессиональной компетентности педагогов школы. Система профессионального совершенствования педагогических работников, мотивированная их потребностью решить проблемы своей школы, осуществляется в форме индивидуально-групповых практико-ориентированных проектов, когда необходимость решения какой-либо образовательной задачи пробуждает интерес к изучению и освоению нового содержания образования, новых методик и технологий.
Функционирование проблемного семинара стало стимулом к открытию на базе нашей школы муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Создание модели обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на дому посредством включения их в образовательное, социокультурное пространство ОУ». Актуальность представляемой образовательной инициативы продиктована необходимостью изменения подходов к образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями, обучающимися на дому, которая на сегодняшний день является неэффективной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Разработка и апробация данной модели в рамках эксперимента будет способствовать решению целого ряда проблем, связанных, прежде всего, с социализацией детей-инвалидов. Интеграция детей, обучающихся на дому, в образовательное, социокультурное пространство ОУ, позволит проектировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему стандартами второго поколения с позиции компетентностного подхода к формированию образовательной среды, одного из главных условий успешности обучения.
Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано. В осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие наших педагогов в профессиональных конкурсах. Как правило, в рамках участия в конкурсах предоставляется возможность педагогу публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа. Кроме того, во время подготовки к конкурсам и непосредственного участия осуществляется  профессиональное взаимодействие: «педагог – методист», «педагог – коллеги», «педагог – администрация»», что уже само по себе способствует совершенствованию мастерства педагогов. Встречающиеся трудности при разработке и реализации проектов, программ, методических пособий, такие как нехватка временных ресурсов и недостаток методической базы педагога, тем не менее, не оказывают существенное влияние на конечный результат. Свидетельством эффективности управления развитием творческого потенциала педагогических работников является активное участие их в конкурсном движении российского, регионального, областного и муниципального уровня. За 2011/2013 гг. в конкурсах российского значения приняли участие и стали Лауреатами, дипломантами 3 педагога, областного и регионального – 5 чел., муниципального – 30 чел.
Хочется еще написать о том, что ,мы- директора школ,  утопаем в управленческой деятельности, иногда забывая о том, что мы такие же педагоги. Личный пример участия директора как педагога в профессиональных и методических конкурсах играет большую роль в стимулировании педагогов школы  на повышение своей  профессиональной компетентности. В 2011 году   в муниципальном конкурсе « Лидер в образовании» я стала победителем. Участвовала в конкурсе учебно-методических работ педагогов «Педагогические таланты», муниципальный конкурс , благодарность за участие в конкурсе, конкурс антинаркотических видеороликов «Мы-здоровое поколение нашего города»,муниципальный  конкурс, благодарность за подготовку победителей конкурса,
муниципальный этап областного конкурса «Сохраним леса Кузбасса от огня» . благодарственное письмо за подготовку победителя муниципального этапа областного конкурса, стала  лауреатом муниципального конкурса «Кузбасское блогообразование» в 2013 в номинации « Индивидуальный блог» и т. д. Я считаю, что директору как  педагогу необходимо повышать свою педагогическую компетентность,  для того, чтобы быть лидером в своем  педагогическом коллективе.

Семья и школа: шаг навстречу.
Как известно, семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс личностного развития ребёнка. Социальный портрет семей наших воспитанников характеризуется такими устойчивыми тенденциями, как низким уровнем социально-бытовых и экономических условий жизни; недостатком общей культуры и образования родителей, наличием неполных семей из-за увеличения количества разводов, падением нравственных устоев, которые являются психотравмирущими факторами развития детей и усугубляют социальное неблагополучие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Большинство родителей не понимают важность взаимодействия семьи и школы, поэтому трудно идут с ней на контакт. Зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации школьника, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и учениками, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка, как школы, так и семьи. Кроме того, формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа – семья». В этой проблемной ситуации необходимость и важность взаимодействия школы и семьи особенно очевидны. Как преодолеть отсутствие эффективного взаимодействия семьи и школы? Как от непонимания придти к общему знаменателю во многих вопросах в системе «семья – школа»? Единственным путем разрешения сложившегося кризиса системы взаимодействия семьи и школы, как мне видится, является создание технологии эффективного взаимодействия школы и семьи. Так возникла идея разработки проекта «Родительский клуб: шаг навстречу». Данный проект, основанный на принципах личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов, ориентирован на сотрудничество с семьей. Наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями, на наш взгляд, является Родительский клуб. Родителей  мы видим настоящими партнерами в образовательно-воспитательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно-творческих дел. Работа Родительского клуба осуществляется через реализацию подпроектов и совместных проектов по направлениям: информационно-просветительскому, образовательному, художественно-эстетическому, хозяйственно-трудовому, профориентационному, спортивно-оздоровительному, нацеленными на повышение психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация Проекта «Родительский клуб: шаг навстречу» обеспечит создание образовательно-воспитательной и социокультурной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни.


Школа и общественность,сотрудничество:
Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья, родительская общественность и т. д. Как изменить отношение общественности к  детям с ОВЗ, как убедить общественность сотрудничать со школой? Мыски - маленький провинциальный городок , небольшое количество предприятий, все друг друга знают. В городе принято оказывать помощь крупным школам, где есть  хорошая результативность учебно- воспитательного процесса, а маленькая коррекционная школа - вниманием себя не привлекала. Опять встал вопрос: с чего начать?   Педагоги и сотрудники школы собрались за круглым столом, необходимо было выслушать мнение всех  работников школы, несколько педагогов предложили свою помощь,  после долгих споров и обсуждений пришли к общему мнению: « Необходимо пригласить представителей общественности в школу, познакомить их с нашими ребятами» На первую региональную выставку творческих работ обучающихся коррекционных школ юга Кузбасса были приглашены предприниматели города, представители общественных движений, родители. На выставке были представлены детские творческие работы, музыкальные номера. Гости были очень удивлены, что дети с ОВЗ могут и хотят заниматься творчеством. До глубины души затронуло гостей выступление ребят с  заболеванием ДЦП., гости были поражены стремлением и желанием детей с ОВЗ быть такими же как их сверстники. Первая помощь от предпринимателей поступила  после этого мероприятия ( были подарены спортивный инвентарь, игрушки, первый компьютер, оборудованная игровая комната).Так завязалась наша дружба.… В последующие годы представители общественности стали полноправными участниками родительских собраний, школьных мероприятий, совещаний при директоре, активное участие принимают в работе Управляющего совета школы. А главное, что наши дети почувствовали себя нужными, востребованными. Были заключены договора с  частными предприятиями города по трудоустройству наших выпускников (это одна из самых больших проблем школы), пополнилась материальная база школы,  не стало проблем с оплатой экскурсий обучающихся, новогодних подарков и т. д. В 2012 году я приняла участие в работе Всероссийской конференции руководителей образовательных учреждений, прошедшей с 26 по 27 ноября в Москве. Много интересного  увидела на выставке « Индустрия образования-2012». Есть над, чем поработать с нашими представителями общественности. Впереди много планов и задач, которые необходимо решать.
Как не остановиться? Как продолжить развиваться, даже когда кажется, что ты уже достиг желаемого?
Процесс самосовершенствования не имеет границ. Руководители, которые научились ставить себе развивающие цели и достигать их, никогда не перестанут это делать. Достигнув одной цели, они уже работают над другой.
Впереди реализация Программы развития «Школа – подросток – жизнь», направленной на формирование инновационной образовательной среды, обеспечивающей комплекс условий для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и подростков из неблагополучных семей на территории муниципального образования «Мысковский городской округ» в современном обществе посредством создания на базе школы Центра социально-трудовой адаптации и реабилитации для подростков «Луч надежде».
Проблема социализации несовершеннолетних с нарушениями в развитии и социальной адаптации является одной из важнейших для будущего России в силу того, что с каждым годом увеличивается контингент таких детей. И через некоторое время, получив поверхностное и однобокое образование, невоспитанное, неподготовленное подрастающее поколение без мотивации к проектированию своей будущей профессиональной деятельности с целью решения существующих проблем, достаточного понимания, а порой и при полном отсутствии морально-нравственных норм, станет балластом нашего общества. Отсюда вытекает необходимость самого пристального внимания к этой проблеме и срочных мер для ее решения.
Сегодня, на наш взгляд, Центр социально-трудовой адаптации и реабилитации подростков, организуемый на базе специальной (коррекционной) школы – это единственная структура, способная стать ядром открытой социально-педагогической системы, конвенционально (т. е. на договорной основе) устанавливающей актуальные отношения как с семьей ребенка с проблемами в развитии, подростка с трудностями в социализации, так и с учреждениями дополнительного образования и др. Кроме того, имея возможности сетевого взаимодействия, Центр может быть включен в сотрудничество с инфраструктурой Мысковского городского округа.
И как результат – функционирование Центра социально-трудовой адаптации и реабилитации для подростков «Луч надежде» и, как социальный эффект, реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних из социально-проблемных семей на территории образования «Мысковский городской округ» на личностное развитие и профессиональное самоопределение, способствующие интеграции в систему современных социально-экономических отношений, социально и личностно-ценной деятельности; повышение ресурсного потенциала личности подростков, включающего ориентацию на высокие нравственные ценности, готовность к осознанному выбору профессии и построению собственной жизненной траектории.
Пользуясь случаем, поручаю коллективу школы стать центром реализации такой Программы….
В заключение моего эссе, хочется сказать, что, несмотря на все тернии и преграды, сегодня у меня команда – педагогический коллектив – многоголосый оркестр личностей с активной творческой позицией, собственными профессиональными ресурсами, ценным педагогическим опытом, а мне, как руководителю – дирижеру – легко управлять им.

Анализируя  результаты  своей   работы, приходишь к определенным выводам, что главное в нашей управленческой деятельности  не финансирование образовательного учреждения ( как считают многие директора школ), а именно человеческие ресурсы, которые в наше время  являются наивысшей ценностью  системы образования , грамотное управление этими ресурсами приводит к достижению поставленных целей,  к положительным результатам в обучении и воспитании наших  учеников. Коллектив моей школы доказал это результатами своей педагогической деятельности: в 2012 году наша школа заняла первое место в муниципальном конкурсе « Лучшая школа года»!

Комментариев нет:

Отправить комментарий